Значение тени в фотографии
Тень так же важна в фотографии, как и свет. На хорошем снимке они находятся в гармонии, и редко кто задумывается над тем, что без теней картина будет плоской или неполной. А иногда именно тень становится главным действующим лицом, потому что выглядит гораздо интереснее, чем сам объект. Снимая тени, можно получить действительно стоящие кадры. Давайте разберемся, как это сделать!
Тень — это объем, движение и настроение кадра. Именно тени могут раскрыть те нюансы, которые не видны в других элементах фотографии или же стать своеобразным украшением. А сосредоточив все внимание именно на тени, авторы создают прекрасные контрастные композиции. Если тень получилась действительно необычной, вполне можно себе позвонить отрезать то, что ее отбрасывает. Но именно тандем объекта и его тени особенно интересен для изучения.
Правда, не стоит забывать о случаях, когда тень все только портит. Например, тень фотографа в кадре или тени, которые делают лицо более уставшим. Вариантов много, поэтому просматривая кадр, нужно обращать внимание на то, какую роль играют в нем тени, портят они снимок или, наоборот, делают интереснее.
Съемка теней — уникальное направление в фотографии
Очарование тени настолько велико, что некоторые фотографы создали целые серии работ и посвятили годы жизни изучению данного феномена.
Японка Куми Ямашита создает теневые портреты, используя для этого самые неожиданные предметы: объемные цифры и геометрические фигуры. Голландец Дит Вигман стал автором своего мира светотени. Буквально из мусора, например, бумаги, кусочков строительных материалов, проволоки и прочей всячины он создает инсталляции, которые отбрасывают тени в виде Давида Микеланджело или танцующего Майкла Джексона. А Ральф Кистлер из китайского ширпотреба сделал теневой планетарий.
Но даже когда фантазия не шагает так далеко, можно делать уникальные снимки тени привычных объектов: цветов, животных, людей, заборов, деревьев и многого другого. Здесь главное переключить внимание с объекта на его тень. Попробуйте понаблюдать именно за ней, результаты способны удивить даже фотографов со стажем.
Как снимать тень: несколько правил от профессионалов
Решившись на эксперименты, важно подготовится к съемке. Естественно, ни о какой вспышке не может быть и речи. Иначе, прощайте тени! Съемка в автоматическом режиме также не принесет особых результатов, ведь автоматика фокусируется на деталях и делает снимок достаточно ярким, что для теней губительно.
К счастью, опыт многих фотографов позволяет сформировать несколько правил съемки теней:
- Ручной режим. Переключаясь на ручной режим, можно по собственному усмотрению изменять ISO и величину диафрагмы. Если опыта в съемке теней мало, удобно начать со стандартных настроек, предлагаемых автоматикой, немного изменять их, и добиваясь лучшего результата, выработать свой собственный стиль.
- Экспокоррекция. С помощью этой функции легко регулировать яркость теней. Если они вышли слишком светлыми и яркими, достаточно немного снизить значение экспокоррекции (оно обозначается «+/-»). Тени сразу станут более контрастными и выразительными.
- Блокировка экспозиции. Эта функция позволяет избежать высветления теней камерой. Нужно настроить экспозицию по светлому или хорошо освещенному объекту, и только после этого переходить к съемке теней, впуская их в кадр. При блокировке экспозиции камера не будет пересчитывать этот параметр, соответственно, не будет происходить высветление теней, они останутся четкими и насыщенными.
- Брекетинг экспозиции. Достаточно сложный момент для новичков, однако попробовать его стоит. Данная функция может находиться в меню фотоаппарата или же быть закреплена за кнопкой «ВКТ». Так как не все фотоаппараты ею оснащены, стоит убедиться в ее наличии. В настройках брекетинга экспозиции устанавливается количество фотографий и число стопов разницы между ними. В итоге получится несколько кадров с разными настройками экспозиции. Выбрав наиболее удачный, можно взять его настройки и выставить вручную для дальнейшей съемки.
Экспериментируйте! Создавайте узоры из теней, находите необычное в обыденном. Достаточно просто переключить внимание со света на тень и вовремя ловить карды!
4