Световые схемы в предметной съемке
В предметной съемке перед фотографом обычно стоит одна из двух задач. Первая – сделать художественный снимок, когда необходимо создать освещение не только самого предмета съемки, но и фона. И вторая – акцентировать внимание на предмете с последующей заменой фона. Первые шаги в предметной съемке начинаются с решения именно этой задачи.
Самый простой подход – провести аналогию с модельной студийной съемкой. Один источник света – рисующий – формирует рисунок, остальные используются как дополнительные, чтобы осветлить тени и фон, добавить рефлексы и создать блики. В некоторых случаях требуется подсветить предмет снизу. В основном световые схемы придумываются в процессе съемки – в каждом конкретном случае стоит определенная задача, а способы достижения корректируются уже при создании освещения и после просмотра первых пробных снимков. Потому все приведенные схемы можно рассматривать только как примеры.
Основные световые схемы в предметной фотосъемке
Схема №1.
Простейшая световая схема – рассеянная вспышка с одной стороны и отражатель с другой. Отражателем может быть лист белой бумаги. Просто, надежно и легко решает многие проблемы. Но у такого подхода есть существенный минус – отделение от фона светом сделать не удастся.
Схема №2.
С одной стороны предметного столика расположен софтбокс, сзади предмет подсвечивается контровым светом, еще один источник света подсвечивает фон (располагается под столешницей предметного столика), рисующий свет падает сверху под углом.
Схема №3.
Перед предметом ниже объектива расположен отражатель под углом 50 – 60 градусов (точный угол наклона выбирается в каждом конкретном случае). Отражатель подсветит надписи, этикетки, рисунок на передней панели предмета. За предметом располагают софтбокс, который даст равномерный мягкий свет. Если в ваших планах снять предмет на черном фоне, то на софтбоксе закрепляется кусок черной ткани (флаг), сам предмет ставится на лист черного картона.
Схема №4.
Пригодится при съемке бликующих предметов. Для подсветки фона используется моноблок со стандартным рассеивателем, его располагают за предметом под углом 45 градусов и направляют на фон. Рисующий свет дает софтбокс расположенный между камерой и предметом сверху под углом. Для ослабления теней и подсветки предмета напротив него ставится отражатель.
Схема №5.
Белый фон подсвечивает моноблок расположенный за предметом под углом 45 градусов. Предмет ставится на белый фон (лист белой бумаги). Между камерой и предметом расположен софтбокс (угол 45 градусов), напротив софтбокса ставят белый отражатель. Предмет равномерно освещен со всех сторон. Если нужно создать мягкий градиентный блик, перед софтбоксом ставят внешний рассеиватель, а внутренний рассеивающй слой удаляют.
Создать игру света и тени можно даже при помощи настольной лампы и отражателей из белого и черного картона. Такой прием используется при съемке стекла. Стакан или бокал ставится на белый фон, задник – серый чтобы картинка была не слишком контрастной. Лампа направлена на фон и перемещается сзади предмета. На стенках стеклаянной посуды появляется отражение, свет выделяет темные и светлые области. Если центр светового пятна будет за стаканом, то края предмета станут темными, а контур хорошо обозначенным. Если возле стакана под углом к нему поставить белый отражатель, то получится другой эффект – стакан станет светлым. Ну и так далее. Суть этого метода в том, чтобы понять, как можно сделать хорошие снимки стеклянных предметов, используя лишь один источник постоянного света.
Собственно, эта статья – пища для размышлений и творческих экспериментов. Используйте советы, пробуйте снимать предметы с разной фактурой и поверхностью, проведите за этим занятием хотя бы несколько часов. Когда вы поймете принцип работы каждого источника света, многие вопросы отпадут сами собой. Успехов!
6