Осветительное оборудование для предметной съемки
В предметной съемке пользуются двумя видами освещения – постоянным и импульсным. Постоянный свет обходится недорого, разобраться новичку с ним несложно, но он имеет свои недостатки и накладывает серьезные ограничения в творческом плане. Импульсный свет открывает широкие возможности – съемка для каталогов, фотостоков, интернет магазинов ведется в основном с использованием импульсного света.
Постоянный свет в предметной фотографии.
Если ваша задача – научиться снимать предметы для размещения снимков в своем блоге, то тратиться на дорогостоящее оборудование нет смысла. Можно делать неплохие снимки, используя только постоянный свет. Здесь все просто – как поставите свет и какой светотеневой рисунок создадите, так и в кадре будет. В качестве источника постоянного света можно использовать обычную настольную лампу (одну или несколько, в зависимости от задачи) с лампой-рефлектором (обычная лампа не подойдет – она не дает концентрированный световой поток и сильно нагревает абажур лампы). Если вы используете несколько источников света, то они должны быть одинаковыми – нельзя смешивать лампы накаливания с галогеновыми или свет из окна с искусственным освещением. Работа с постоянным светом ведется на длинных выдержках, что увеличивает шумы. Еще одно неудобство – при съемке с постоянным светом требуется затемнение всего помещения.
Постоянный свет нужен и при студийной съемке с использованием лайт-куба. Идеальный вариант в этом случае — источники с галогеновыми лампами с возможностью регулирования мощности.
Импульсный свет в предметной съемке.
Это могут быть моноблоки (дорого, но к ним есть множество насадок на все случаи жизни) или накамерные вспышки стоящие на штативах. Последний вариант обойдется недорого, но придется придумывать приспособления для рассеивания света и закрепления вспышки в нужном положении или купить вспышку, в комплекте к которой идет софтбокс. Без софтбокса в предметной съемке не обойтись – он равномерно рассеивает свет на большой площади и дает возможность получить отражающиеся на поверхности предмета ровные блики. В большинстве случаев будет достаточно одного софтбокса размером 60х80 см, чтобы получить более контрастное освещение и четко выраженные тени применяют софтбоксы меньшего размера или стрипы (узкие софтбоксы).
Когда нужно получить жесткое, контрастное освещение, при котором будут явно выражены точечные блики и получены четкие тени (например, чтобы подчеркнуть фактуру изделия), используют вспышки без насадок или с конической насадкой (тубусом) в сочетании с заполняющим светом, софтбоксом и отражателями. Понадобится комплект отражателей (белый, черный, серебристый), размеры и форму нужно подбирать в зависимости от величины снимаемого объекта. Зонты в предметной съемке практически не используются – они дают весьма специфическое отражение.
Приступая к студийной предметной съемке, начните с работы с одним источником света, не стремитесь сразу задействовать все оборудование. Установите заполняющий свет, посмотрите как ложатся блики. После этого добавляйте софтбокс, отражатели и другие источники света, формируйте блики (если нужно) и заполняйте темные участки. Словом, практикуйтесь!
6