Ночная съемка
Давайте сразу определимся — под ночной съемкой мы будем понимать съемку ночного города, ночного неба, природу, архитектуру – словом все, кроме съемки портрета в темноте. Это отдельная тема, при слабой освещенности для съемки портрета лучше воспользоваться другими методами.
О режимах и настройках.
Пользуйтесь ручным режимом. Практически в любой цифровой камере есть возможность заставить аппарат снимать не так, как хочется ему (на автомате), а по вашим правилам. Убедитесь в том, что вспышка отключена – при ночной съемке она только мешает. Переведите камеру в режим «М» — ручное управление (это дает доступ к длинным выдержкам). Установите минимальное значение ISO – 50, 80, но не выше 100 (чтобы снизить шум). Значение диафрагмы выбирается в зависимости от того что вы хотите получить на снимке. Если вам нужны длинные извивающиеся световые полоски – так на фотографиях выглядит свет от фар проезжающих автомобилей — то выставляйте 8 или 11. Если вам нужны световые пятна или блики от фонарей, то ставьте 2,8 или 4.
Определяем выдержку.
Регулируя значение выдержки и/или диафрагмы можно получить самые разные результаты. Лучше начинать со значения диафрагмы 4,0 или 5,6 – тогда будет хорошая глубина резкости – и менять выдержку на длинную и короткую. Допустим, при значении диафрагмы 4,0 выдержка 3 сек. Сделайте пробный кадр и сразу же посмотрите результат на дисплее своей камеры. В зависимости от результата (светло или темно) выбирайте новое значение – 2 сек. или 4 сек. Внимательно рассмотрите на дисплее отснятый кадр. Даже если вас все устраивает, и вам кажется, что найдена оптимальная экспозиция, сделайте еще один кадр с выдержкой чуть больше (если вы увеличивали значение) или чуть меньше (если уменьшали). Экспокоррекция (или эксповилка) делается не только для подстраховки, иногда можно получить совершенно неожиданные результаты.
При просмотре пробных кадров не забудьте что яркость ЖК дисплея должна быть установлена в нормальном значении.
Фокусировка.
Она тоже идет в ручном режиме. Делаем все точно также как и при съемке пейзажа – чтобы добавить объема, наведите фокус на какой-то объект, который находится на половине расстояния от вас до самого дальнего видимого предмета (но не на бесконечность!).
Композиция.
При ночной съемке композиция выстраивается особым образом. Выбираете главный объект съемки и по нему замеряете экспозицию. Далее выстраиваете кадр так чтобы то, что не проработано или засвечено, как можно меньше бросалось в глаза. В настройках выставляете точечный экспозамер. Если этого не сделать, то камера выдаст среднее значение экспозиции по всей площади, и вместо контрастного шедевра вы получите серый и блеклый снимок.
Что берем с собой.
Для ночной съемки обязательно нужен штатив. Он должен быть крепким, устойчивым, и камера на нем должна стоять неподвижно. Иначе при длительной выдержке изображение получится смазанным.
Ну вот и все, с теорией закончили. Осталось дождаться темноты, взять камеру, штатив, запастись терпением и переходить к практике. Успехов!
3