Коммерческая фотосъемка бытовой техники
В этой статье практических советов по фотосъемке будет немного. Речь пойдет о предложении своих услуг, общении с клиентом, о подготовке к фотосъемке и немного о постановке света. Все технические вопросы, связанные с настройками фотокамеры и осветительного оборудования, фотограф решает самостоятельно, руководствуясь своими знаниями и принципами.
Предложение своих услуг и общение с клиентом.
Не стоит рассчитывать на то, что вашим портфолио сразу заинтересуются крупные интернет-магазины или известные компании. На первом этапе важно найти единомышленников – тех, кто только начинает продвижение своих услуг и товаров. Большие деньги вам вряд ли предложат, но и жестких временных рамок у вас не будет, от вас не потребуют креативных идей и журнальной ретуши снимков. При первой встрече как можно подробнее расспросите потенциального клиента о деталях съемки. Каким должен быть фон, нужно ли сделать акцент на деталях, показать фактуру и т. п. Если предполагается съемка мелких предметов (в частности, мелкой кухонной техники – кофемашин, миксеров и прочего), уточните, нужны ли соответствующие аксессуары и кто их предоставит. Если все перекладывается на ваши плечи, то в стоимость фотосъемки закладываются и эти расходы. Возможно, клиенту понадобится съемка в интерьере (кухонные вытяжки или встроенная бытовая техника), тогда необходимо заранее осмотреть место съемки, чтобы выбрать точку съемки и решить какой понадобится свет.
Обговорите количество кадров для каждой единицы товара, ракурсы, уточните, нужны ли крупные планы отдельных деталей. Постобработка – отдельная тема. Вы можете отдать «сырой» материал или отретушированные снимки – от этого будет зависеть конечная цена за всю работу. Чтобы клиенту было понятнее, за что он платит, сразу обозначьте отдельную цену за фотосъемку, плюс столько-то за ретушь. Этим вы исключите недопонимание при передаче клиенту результатов работы.
Подготовка продукции к фотосъемке.
Товар, который вам предстоит снимать, должен изначально иметь презентабельный вид. Если технику распаковывают во время съемки, предупредите заказчика о том, что вам понадобится ассистент, который будет приводить товары в надлежащее состояние. Стоимость его работы оплачивает заказчик. На поверхности предметов не должно быть пятен (в том числе и от пальцев), пыли, подтеков, разводов, царапин и сколов. Работайте в тонких перчатках, этого же требуйте от ассистента. Иначе потом вам же придется исправлять все дефекты в фотошопе.
Особенности освещения при съемке бытовой техники.
Правильно поставленный свет покажет и размеры, и материал изделия, и фактуру поверхности, а блики и отражение добавят «рекламности» снимку. При съемке бытовой техники лучшим считается освещение, которое зрителем воспринимается как естественное. Обычно выбирается один основной источник света – боковой рассеянный свет, все остальные не должно быть заметны (кроме тех случаев, когда нужно выделить какой-то определенный участок). Если нужно снимать белое на белом, глянцевое на глянцевом, то для того, чтобы отделить предмет от фона, освещение фона и предмета должно быть разным по мощности.
Одна из модных тенденций в дизайне бытовой техники – предметы с полированной, хромированной, зеркальной поверхностью или глянцевый пластик. Такие поверхности отражают все вокруг, и если свет направлен непосредственно на бликующие предметы, то на снимке отдельные участки получаются в виде белых пятен без какой-либо фактуры. Есть несколько способов, позволяющих на некоторое время избавиться от нежелательного блеска. Мелкие предметы (металлические) на время ставят в холодильник. После вынимания из холодильника они запотевают, и на снимке получается ровная матовость поверхности. Но нужно успеть сделать снимки пока вода не начинает превращаться в капли. Можно купить специальный спрей, который при нанесении на блестящие поверхности приглушает блеск. Или попробовать убрать ненужные отражения с помощью поляризационного фильтра. Но лучший способ избавиться от рефлексов – заменить прямое освещение отраженным светом. Крупные предметы окружается белыми щитами, на которые (или сквозь которые) направляется свет, мелкая бытовая техника снимается в лайткубе.
Цена фотосъемки.
В стоимость своих услуг фотографы закладывают время, затраченное на фотосъемку (с учетом ее сложности), постобработку материала, амортизацию фотоаппаратуры. Плюс аренда студии (если предполагается), транспортные расходы. Ко всему этому добавляется определенный процент – у каждого из нас существуют траты и личные потребности. Так что даже в условиях жесткой конкуренции стоимость коммерческой фотосъемки не может быть низкой – работать себе в убыток не имеет смысла. Труд фотографа должен быть достойно оплачен, и не стесняйтесь говорить об этом клиенту.
3