Исключения из правил композиции: нарушаем постулаты
О правилах композиции сказано и написано очень много, и они действительно помогают создавать достойные снимки. Но в этой статье мы поговорим о том, что не входит в список постулатов композиции — правиле исключения из правил. Не слышали о таком? Читайте, вам будет интересно!
Грамотное построение кадра по правилам композиции, бесспорно, помогает передать настроение и идею снимка. Но не секрет, что из каждого правила есть исключения. В некоторых случаях именно нарушение композиционных постулатов позволяет максимально точно показать суть, привлечь к снимку внимание и отразить красоту отображаемого объекта.
Исключение первое: нарушаем правило третей
Суть правила третей состоит в том, что нужно мысленно «расчертить» кадр тремя линиями по вертикали и горизонтали, чтобы получились равные части, а затем располагать главные элементы снимка на пересечении этих линий. Все верно, симметрично, красиво и … не всегда уместно.
Иногда нарушение равновесия — изменение угла наклона и перемещение главного объекта снимка из центра ближе к краю — позволяет усилить динамичность, выразить психологическую напряженность. В подобных случаях правило третей не только можно, но и нужно нарушать.
Горизонт не всегда должен быть горизонтальным, а между предметами в кадре не всегда должна быть связь. Не бойтесь создавать свои правила тогда, когда в этом действительно есть необходимость!
Исключение второе: допускаем слияние объекта с фоном
Одно из основных правил композиции гласит: главный объект снимка не должен сливаться с фоном. Если он контрастирует с окружением, он становится заметнее, выразительнее, бросается в глаза. Но ведь это нужно далеко не всегда. Когда стоит цель подчеркнуть глубину черного, показать белизну белого, сделать акцент на конкретную деталь, бывает уместно убрать явные контрасты.
Исключение третье: снимаем не на уровне глаз
Нормальная точка съемки — это съемка на уровне глаз человека. Именно такую точку выбирают фотографы, создающие классические портреты, архитектурные и природные пейзажи. Однако смещение точки съемки часто позволяет получить искомый эффект, ускользающий при работе по правилам.
Нижняя точка съемки уместна, когда стоит цель подчеркнуть величественность предмета, по-новому отразить динамические сцены. Ее выбор оправдан при съемке зданий, а также танцев, прыжков, скачек.
Верхняя точка съемки позволяет передать воздух и глубину пространства при съемке пейзажей, создать статичные портреты, пронизанные спокойствием, выделить глаза.
Исключение четвертое: обрезаем части тела
В классическом портрете при построении кадра важно не отрезать человеку макушку, кисти рук и ступни. Лучше всего фотографировать в полный рост, по плечи или по пояс. Следить чтобы не мешали элементы фона: ветви деревьев и фонарные столбы не «росли» из головы фотографируемого и т.п. И снова «но», в некоторых случаях «покромсать» фотографируемого и добавить изысков извне бывает уместно.
Исключение пятое: добавляем пустоту
Правила композиции рекомендуют избегать излишних пустот, переключать взгляд на предметы переднего плана. Однако суть некоторых снимков как раз состоит в том, чтобы передать пустоту, выразить посредством нее одиночество, безысходность, масштабность, бесконечность… Уместно также оставлять пустое пространство при съемке движущегося объекта по направлению его движения, это подчеркивает динамику.
Экспериментируйте и создавайте шедевры в стиле правила исключения из правил, и пусть эти творения радуют вас и окружающих!
12